Документооборот в лизинговых сделках
Документооборот в лизинговых сделках выглядит следующим образом:
1) получение заявки от лизингополучателя;
2) подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового процесса;
3) направление поставщику заказа — наряда;
4) получение ссуды для проведения лизинговой сделки;
5) заключение договора о купле — продаже объекта лизинга;
6) подписание акта о приемке оборудования в эксплуатацию;
7) заключение лизингового соглашения;
8) заключение договора о техническом обслуживании передаваемого в лизинг имущества;
9) заключение договора о страховании объекта лизинга;
10) выплата лизинговых платежей;
11) возврат объекта лизинга;
12) возврат ссуды и выплата процентов.
Подготовка и анализ эффективности лизинговой сделки. Любая лизинговая сделка начинается с получения лизингодателем заявки от будущего лизингополучателя на покупку имущества и сдачу его во временное пользование.
Заявка составляется в произвольной форме, но в ней должны обязательно присутствовать: наименование имущества, его параметры, технические и экономические характеристики, а также местонахождение потенциального поставщика и его реквизиты.
Инициатива в заключении лизинговой сделке, как правило, исходит от лизингополучателя, который знает, какое имущество ему нужно и кто его производит. Вместе с тем лизингополучатель может обратиться к лизингодателю, с просьбой подобрать поставщика требуемого имущества. Однако последнее слово в выборе имущества и поставщика остается за лизингодателем.
Лизинговая компания не является сторонним наблюдателем в процессе зарождения сделки. Для того чтобы о ней знал будущий пользователь, она ведет рекламную кампанию о своей деятельности и преимуществах лизинга для лизингополучателей, собирает информацию о перспективных видах оборудования, ценах, поставщиках, анализирует спрос и многие другие факторы.
Одновременно с подачей заявки или после принятия решения о ее рассмотрении лизингодателем потенциальный лизингополучатель представляет все документы, которые потребует лизингодатель. В стандартный набор документов входят нотариально заверенные копии учредительных документов, бухгалтерский баланс за последний год или (и) квартал, экономическое обоснование и анализ эффективности сделки. При необходимости лизингодатель может требовать предоставления дополнительной информации.
После получения лизингодателем всех необходимых документов начинается как их формальная проверка (местонахождение и т.д.), так и всесторонняя экспертиза лизингового проекта, которая в случае необходимости может быть поручена независимым экспертам.
Предварительно анализируется первоначальная стоимость имущества, продолжительность договора, возможные схемы выплат лизинговых платежей, их периодичность, размер аванса, остаточная стоимость имущества и т. д.
Основной задачей лизингодателя является оценка способности лизингополучателя выплатить лизинговые платежи, а также оценить спрос на имущество, чтобы выявить возможности повторной сдачи имущества или его продажи в случае досрочного расторжения контракта.
Трудность правильной оценки платежеспособности клиента связана с нестабильной финансовой обстановкой в стране, необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего финансового положения лизингополучателя, так как лизинговый договор заключается на длительный период. Необходимо оценить спрос на продукцию, выпускаемую на лизинговом имуществе.
В случае международного лизинга возникают следующие проблемы: выбор валюты платежа, оценка изменения курса валюты, таможенный режим лизингополучателя, наличие соглашений о неприменении двойного налогообложения между странами, защита прав собственности иностранного капитала.
При раздельном лизинге (лизинге с дополнительным привлечением средств) возникают вопросы, связанные с залоговым правом, страхованием, различного вида гарантиями.
Приняв положительное решение о вступлении в лизинговую сделку, лизингодатель на основании заявления лизингополучателя направляет заказ — наряд поставщику. В нем наряду с юридическим адресом и банковскими реквизитами лизингополучателя указываются вид имущества со всеми необходимыми параметрами, его цена и местонахождение получателя. Если возникает необходимость выполнения дополнительных работ (например, по установке, монтажу и т. п.), к заказу — наряду прилагается техническое задание на выполнение этих работ с указанием их стоимости.
После получения заказа — наряда поставщик должен уведомить лизингодателя о его получении и готовности к выполнению.