Анонсы новостей

Мебельная фурнитура

Фурнитура мебельная - это элементы, которые будут полезны всем, кто хочет создать новую или отремонтировать уже подержанную мебель. Если вы решили сделать шкаф, стол или другой предмет мебели для своего дома самостоятельно, фурнитура станет незаменим...

Читать полностью

Коммерческий автомобиль в оперативный лизинг
23.04.12 06:35

altПоявление оперативного лизинга автомобилей в России привело к новым возможностям в решении транспортных задач предприятий. Теперь компания рассматривает различные альтернативы. Купить за собственные средства, в кредит или взять в финансовый лизинг и самостоятельно заниматься обслуживание автопарка или передать этот функционал на аутсорсинг. Идеальных универсальных решений не существует. Поэтому каждый решает самостоятельно, каким путем ему развиваться. Но факт появления оперативного лизинга в России, о котором еще два три года назад говорили просто как о популярном западном инструменте, говорит о прогрессивном развитии лизингового рынка в целом. Потребителям осталось только разобраться во всех его тонкостях, преимуществах и недостатках, которые их ожидают.

Зачем расставаться со своим?

Отсутствие желания у предпринимателей использовать возможности аутсорсинга вызвано двумя причинами. Во-первых, они рассматривают транспортные средства как актив компании. Во-вторых, считают, что собственное подразделение более контролируемо. Первая причина особенно развита среди малого бизнеса. Основные активы крупных компаний – это оборудование для основного производства, недвижимость, персонал и многочисленные нематериальные активы (бренд, товарные марки, знания и навыки компании). Поэтому они с легкостью расстаются с собственным автопарком, понимая, что это лишь отягощает их баланс (особенно, если транспорт приобретается в кредит) и вынуждает заниматься непрофильным бизнесом с привлечением дополнительных сотрудников и ресурсов.

Вторая причина зачастую тоже во многом беспочвенна. Если ваш флит-менеджер некачественно сработает (не организует вовремя техническое обслуживание автомобиля или не продлит страховку), это может привести к остановке деятельности компании. Каковы будут ваши действия? Уверен, что большинство из вас просто «вызовет его на ковер». Между Вами действуют отношения начальник-подчиненный. К тому же российские сотрудники, отвечающие за закупки, пока все еще «болеют откатами». Отдавая на аутсорсинг, вы можете прописать наиболее важные для вас моменты в договоре с аутсорсером, и в этом случае возникает совершенно другая ответственность. Кроме того, с лизинговой компанией вас будут связывать партнерские отношения, а учитывая пока еще низкий спрос в России на услуги оперативного лизинга и относительно высокую конкуренцию среди ведущих компаний, лизинговая компания заинтересована предоставлять максимально качественные услуги и обеспечить высокий уровень сервиса.

Что передают в оперативный лизинг?

Наиболее развит пока оперативный лизинг легкового автотранспорта и малых коммерческих автомобилей (класса Renault Kangoo, Peugeot Partner, Volkswagen Caddy). Грузовой автотранспорт и автобусы в оперативный лизинг предлагают нечасто, и в основном занимаются этим компании, специализирующиеся на производстве или продаже такой техники. Это связано, как и с возможностями лизинговых компаний, так и с потребностями потенциальных клиентов.

Коммерческий транспорт приобретают: перевозчики (как грузовые, так и пассажирские); компании, оказывающие сервисные услуги; компании рынка FMCG, для своих торговых представителей; и другие предприятия, использующие транспорт в собственных нуждах, как под основное производство, так и для перевозки сотрудников. Перевозчики не заинтересованы в данном продукте, поскольку их основные компетенции тоже заключаются в эффективном обслуживании парков и денежная экономия от передачи парка сторонней организации будет не столь существенной. Кроме того, лизинговые компании, зная, как эксплуатируются данные автомобили, и в каком состоянии они могут их получить обратно, неохотно работают с данным сегментом. Вот остальные категории клиентов более привлекательны. Да и для них сотрудничество будет более эффективным. Во-первых, они смогут устранить у себя лишнее направление и связанные с ним расходы. Если у компании большой парк достаточно одного человека, который будет курировать деятельность лизинговой компании и следить за оплатой ежемесячных счетов по договорам лизинга. В то время как к самостоятельному содержанию автопарка пришлось бы привлекать значительно больше сотрудников и заниматься регистрацией автомобилей, страхованием, техническим обслуживанием и т.п. Нагрузка на бухгалтерию тоже была бы значительно выше. Во-вторых, благодаря возможностям лизинговой компании, ее опыту и связям, клиент может получить значительную экономию. Лизинговые компании уже давно научились эффективно работать со своими контрагентами и партнерами, добиваясь от них низких цен на покупку транспорта, страхование, сервисное обслуживание. И наконец, вы никогда не останетесь без транспорта, поскольку компании, профессионально занимающиеся оперативным лизингом, предоставляют своим клиентам подменный автомобиль на время ремонта основного.

В то же время, ситуация с оперативным лизингом грузового транспорта и автобусов немного другая. Чтобы качественно обеспечивать услуги оперативного лизинга такой техники, лизинговой компании необходимо иметь соответствующие компетенции и ресурсы, а также определенный парк подменной техники. К сожалению, большинство лизинговых компаний этим не располагает и, учитывая низкий спрос на подобный продукт, считают пока не целесообразным его развитие. Гораздо больше возможностей в этом плане у производителей, именно на их базе и могут появляться компании, которые будут оказывать услуги оперативного лизинга тяжелого коммерческого транспорта.

Синергетический эффект.

Основное преимущество оперативному лизингу дает синергия его участников. Автопроизводитель заинтересован в работе с одним клиентом, который не только покупает у него большие партии автомобилей, но и загружает сервис. Страховая компания тоже получает клиента с огромным диверсифицированным парком. И в дополнение грамотно организованные бизнес-процессы и логистика внутри лизинговой компании позволяют получать клиентам значительную денежную экономию от использования оперативного лизинга.

Сейчас осознание подобного эффекта начинает постепенно приходит к участникам. Производители и страховые компании, понимая собственные преимущества от сотрудничества с лизинговой компаний, начинают предлагать более выгодные условия.

Финансовый или оперативный лизинг?

Чтобы оставаться конкурентоспособными лизинговым компаниям нужно развивать оба продукта. Лизинговая компания «СТОУН-XXI» оказывает услуги финансового лизинга и при этом в компании «СТОУН-АВТО» идет активное развитие оперативного. А предприятиям, использующим транспорт в своем бизнесе, остается принимать решение, что для них выгоднее финансовый лизинг и собственный флит-отдел или оперативный.

И все же потенциал оперативного лизинга не вызывает сомнения. Если его развитие продолжится аналогичными темпами и, если произойдут определенные положительные изменения в законодательстве, вероятнее всего, доля оперативного лизинга в России через несколько лет достигнет уровня Западной Европы и США.